S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky (S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо)
Заунывный плач гитары под треск догорающих веток, жуткий вой,
прокатывающийся по холмам, пугающий хруст в густых зарослях… Казалось
бы, во второй раз Зона не должна производить гнетущего впечатления,
однако очередное погружение в мир «Сталкера» шокирует ничуть не меньше.
Продираясь сквозь груды радиоактивного мусора, по ядовитым болотам или
под сводами заброшенных зданий, страх ощущаешь буквально физически. Быт
здешних обитателей тоже нисколько не изменился: они по-прежнему гоняют
мутантов, отстреливаются от бандитов и охотно выдают Шраму — главному
герою — ответственные поручения.
|
Нежный золотистый свет переполняет сердце трепетом и неподдельной тоской.
|
К черту на рога
В «Чистом небе» авторы обещали показать Зону такой, какой она была
до событий оригинальной игры. Окрестности печально знаменитой атомной
станции не годились для праздных прогулок и в «Тенях Чернобыля», теперь
же в них стало на порядок опаснее. Окружающий мир лихорадят выбросы
аномальной энергии, уничтожающие все живое, — не действуют они только
на главного героя, который при этом лишь теряет силы. Группа ученых
считает, что «спазмы» Зоны вызвало проникновение людей на запретную
территорию, и Шраму надлежит отыскать нарушителей, чтобы восстановить
баланс.
Зона, ранее побуждавшая к неторопливым действиям, на этот раз
заставляет принимать решения максимально быстро, временами доводя до
натуральной паники. Неведомая сила, словно каток, утюжит местность,
причудливо меняя освещение и заставляя спешно искать укрытие. Скакать
по полям сломя голову без веской причины не желательно — физические
аномалии быстро успокоят беспечного странника. И пусть попадаются они
не очень часто, зато и заметить опасность стало сложнее.
Подозрительные возмущения в воздухе практически не видны, поэтому
болтами для прощупывания пути необходимо пользоваться регулярно. Но,
даже метко швырнув железку и обнаружив перед носом опасный вихрь, все
равно приходится лезть в самое его пекло. Самые ценные артефакты
скрываются именно в аномалиях и не видны невооруженным глазом. Для их
поиска используются специальные детекторы, превращающие охоту за
«подарками» Зоны в рискованный промысел.
|
Половина приключений проходит на знакомых территориях.
|
Без вас разберутся
Артефактами можно укреплять собственный организм (некоторые,
например, защищают от радиации) или торговать. Игнорировать этот
источник дохода глупо: для пополнения арсенала с лихвой хватает
трофеев, а вот медикаменты и бронекостюмы чаще всего покупаются. Свой
барыга есть на базе каждой группировки сталкеров, там же обретаются и
техники, которые за энную сумму чинят и модернизируют «стволы» —
повышают кучность стрельбы, уменьшают отдачу, прикручивают к автоматам
гранатометы.
Чтобы заработать денег на все капризы, достаточно набрать себе букет
шабашек или примкнуть к одной из враждующих фракций. Правда, очередная
стычка с противником может закончиться для Шрама могилой, поскольку
бандиты, военные и другие сталкеры — самые опасные враги. Пси-собаки,
снорки и плоть только пугают своим внешним видом, но интеллектом не
блещут и сходу бросаются под пули. Люди же ведут себя иначе: стараются
найти укрытие, обходят жертву и усердно «выкуривают» ее гранатами,
создавая при этом жуткий грохот.
Шум в Зоне раздается непрерывно и вне зависимости от действий
игрока, чье присутствие не требуется даже при выполнении некоторых
сюжетных заданий. Если на стороне героя выступает союзная группа, он
может просто стоять в стороне. Порой доходит до абсурда: пока
обшариваешь карманы еще теплых трупов, напарники убегают вперед, и
самая интересная заварушка в итоге проходит без твоего участия.
Конечно, лишь в том случае, если отряд не охватит массовый психоз и
бойцы не примутся яростно расстреливать бетонную стену.
|
Огромные расстояния теперь можно преодолевать гораздо быстрее.
|
* * *
Наличие подобных ошибок и их количество в «Чистом небе» превосходит
все разумные пределы. Самые невинные вроде винчестера с безразмерным
магазином, вмещающим сотню патронов, вызывают улыбку, однако серьезные
могут довести до истерики. Игра «вылетает» при сохранении, во время
загрузки, при переходе в другую часть Зоны или попытке побеседовать с
персонажем — одним словом, в любой произвольный момент. Она словно
дразнит жутковатой романтикой Зоны, очаровывает естественностью
освещения, интригует детективной историей и тут же с грохотом
захлопывает дверь прямо перед носом у зрителя. Говорят, что так не
повезло только российскому потребителю, который невольно попал в группу
тестирования. Западные же игроки получат гораздо более чистый продукт.
Плюсы
- авторы сохранили дух Зоны и даже усилили ощущение опасности;
- окружающий мир живет самостоятельно — мутанты, бандиты и сталкеры бродят по окрестностям и устраивают яростные потасовки;
- интригующая детективная история, местами переплетающаяся с событиями оригинальной игры;
- усовершенствованные
спецэффекты приятно преобразили Зону — солнечные лучи, пробивающиеся
сквозь свинцовые тучи, достойны кисти художника;
- шорохи, чей-то скулеж, непонятный вой и приглушенная беседа вдалеке добавляют атмосферы.
Минусы
- «Чистое небо» — настоящая сокровищница всевозможных неполадок, препятствующих прохождению игры;
- отчаянно
хромает баланс: людей в Зоне значительно больше, чем монстров, аномалии
попадаются редко, а враги нечеловечески метки и живучи.
|